Российский «Газпром» утратил репутацию мирового энергетического гиганта — его рейтинг по версии S&P Global Platts 2018 обвалился с первого до 17-го места. Впрочем, о проблемах монополиста известно давно, отмечают эксперты. «Апостроф» разобрался, с чем связан упадок некогда могущественного газового монополиста, и грозит ли ему банкротстство.

Российский «Газпром» «упал» с первого сразу на 17-е место в рейтинге мировых энергетических компаний по версии S&P Global Platts 2018. На первую строчку вернулась американская ExxonMobil, которая удерживала первенство в течение 12 лет до 2017 года, пока ее не потеснил с пьедестала российский монополист.

Для экспертов, опрошенных «Апострофом», такое положение дел с «Газпромом» совершенно очевидно и легко объяснимо.

Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев в комментарии «Апострофу» отметил, что на падение рейтинга повлиял целый комплекс проблем, которые в последнее время испытывает российский монополист. «По сравнению с позапрошлым и даже прошлым годом количество проблем у «Газпрома» выросло. Скорее всего, рейтинг стал отражением растущих проблем – как финансовых, так и имиджевых», — сказал специалист.

Эксперт программы «Энергетика» аналитического центра «Украинский институт будущего» Андриан Прокип видит несколько вероятных причин обвала рейтинга «Газпрома». В разговоре с изданием он сказал, что одной из них может быть то, что «Газпром», в отличие от многих других энергогигантов, прежде всего западных, не развивает альтернативные источники энергии.

Кроме того, на снижение рейтинга «Газпрома» не мог не повлиять проигрыш НАК «Нафтогаз Украины» в Стокгольмском арбитраже. Как известно, международный суд в Стокгольме обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» 4,63 миллиарда долларов в деле о транзите газа. С учетом решения арбитража по контракту о поставках газа, «Газпром» должен выплатить украинскому холдингу 2,56 миллиарда долларов. Новости о проигрыше российского монополиста обвалили стоимость его акций. Так что можно сказать, что Украина поспособствовала провалу «Газпрома».

Андриан Прокип также заявил, что не способствует росту рейтингов российской компании неопределенность и даже непрогнозированность реализации такого важного для РФ проекта как газопровод «Северный поток-2», который прокладывается по дну Балтийского моря с целью обойти территорию транзитных стран, в том числе Украины.

Закономерный упадок

На сегодня финансовое положение «Газпрома» далеко не блестяще. Монополист не в состоянии финансировать строительство «Северного потока-2» за счет собственных средств, отмечает Андриан Прокип. Тем удивительнее звучит заявление президента России Владимира Путина, сделанное им якобы (об этом сообщила Süddeutsche Zeitung со ссылкой на источники) в середине августа во время встречи с немецким канцлером Ангелой Меркель, о том, что российская сторона самостоятельно профинансирует строительство газопровода, если США введут санкции против участников консорциума, который осуществляет этот проект.

«Газпрому» в консорциуме принадлежат 50%, на которые он готов финансировать проект, остальные 50% должны выделить Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. При этом, если «Газпром» возьмет на себя полное финансирование «Северного потока-2», это может создать проблемы для него, так как по правилам ЕС одна и та же компания не может быть одновременно и производителем, и поставщиком энергоресурсов.

Как отметил Андриан Прокип, «Газпром» будет вынужден брать кредиты для достройки «Северного потока-2», однако в случае введения санкций круг кредиторов «Газпрома» значительно сузится. При этом нельзя исключать, что Россия начнет использовать внутренние ресурсы – «за счет сокращения каких-то социальных программ или даже военных, или, например, будет одалживать средства в Китае», считает эксперт.

Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар, в свою очередь, отметил, что то, что происходит сейчас с «Газпромом», совершенно закономерно. Он напомнил, что еще лет десять назад глава «Газпрома» Алексей Миллер прогнозировал, что капитализация компании достигнет одного триллиона долларов, и она станет «самой гигантской из всех существующих в мире» (по иронии судьбы, в августе 2018 года этого уровня достигла рыночная стоимость Apple, тогда как капитализация «Газпрома» на сегодня колеблется в пределах 50-60 миллиардов долларов – «Апостроф»).

«Все произошло с точностью до наоборот. Поэтому то, что мы сейчас видим с «Газпромом», это – закономерное явление последних десяти лет — скатывание вниз», — сказал эксперт в комментарии изданию.

Он пояснил, что это связано с тем, что «расходы компании непомерно растут, а доходы за ними не поспевают».

«Аппетиты кремлевской клептократии превышают возможности «Газпрома». Почему так быстро выросла расходная часть бюджета «Газпрома»? Это – результат увлечения «откатопроводами» — строительством всех этих мегапроектов, таких как «Северный поток» и «Северный поток-2», «Южный поток», которого нет (проект был закрыт в 2014 году – «Апостроф»), но на который успешно списали порядка 20 миллиардов долларов по строительству трубопроводов от Ямала до Черноморского побережья. Это – то, что вписывается в технологию удовлетворения амбиций братьев Ротенбергов (друзья президента РФ Владимира Путина, чьи компании получили значительные подряды в крупных проектах, в том числе, по «Северному потоку-2» — «Апостроф»), а через них – всего кооператива «Озеро», — рассказал Гончар.

«Дойная корова» Кремля

Однако рассчитывать на то, что в ближайшее время «Газпром» обанкротится, не стоит, предупреждают эксперты.

По объемам газа, которые находятся в его распоряжении, «Газпром» по-прежнему остается одной из самых крупных компаний в мире, напоминает Геннадий Рябцев. «Даже так называемых «вершков» (легкодоступные залежи — «Апостроф»), которые привыкли извлекать нефтегазовые компании Российской Федерации, будет достаточно для того, чтобы поддерживать добычу на нынешнем уровне достаточно долгое время», — сказал он.

Действительно, на сегодня Россия занимает первое место в мире по запасам разведанного природного газа. В аналитических оценках присутствуют цифры от 35 до 49 триллионов кубометров. Для сравнения — в США, где в последнее десятилетие происходит так называемый «сланцевый бум», доказанные запасы газа составляют менее 10 триллионов кубов. Однако США лидируют по показателю газодобычи – в 2017 году, по данным BP Statistical Review of World Energy, в это стране было добыто 734,5 миллиарда кубометров газа. Россия находится на втором месте с 635,6 миллиарда кубов за минувший год.

Но главное даже не в бизнес-показателях. По словам Михаила Гончара, коммерческая составляющая «Газпрома» «принесена в жертву политическим амбициям». «Газпром» является «дойной коровой», которая в рамках существующей модели выгодна (определенным людям — «Апостроф»), как в России, так и за рубежом», — пояснил он.

И умереть этой «корове» не дадут, уверен Гончар. По его словам, когда «Газпром» проиграл арбитраж «Нафтогазу», «европейская коррумпированная бюрократия выручила газпромовское руководство, простило ему злоупотребления на европейском газовом рынке и не стала обрекать его на многомиллиардные штрафы».

Как отметил эксперт, если «всплывут не те глянцевые данные, которые «Газпром» обнародует, а реальное состояние дел, то он должен стать банкротом, но этого не случится». «В него вольют определенные деньги из государственных фондов. «Газпром» может находиться даже в предынфарктном состоянии, но ему сделают необходимую терапию, а могут даже и хирургию», — резюмировал Михаил Гончар.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Кабмін продовжив спецзобов’язання на ринку газу до 31 серпня 2024 р.