После глобальной зачистки в течение последних лет украинской банковской системы, в результате который число финучреждений сократилось более чем в два раза, сегодня можно говорить об определенной стабилизации этого сектора. Конечно же, делая поправку на общее состояние экономики в условиях гибридной войны. Тем не менее, известно, что в ближайшее время на банковском рынке планируются определенные изменения, связанные, в том числе, со сменой собственности финучреждений. «Апостроф» разбирался, какие банки в Украине могут сменить собственников и в какие сроки.

Государственная распродажа: когда и сколько

Несмотря на традиционную критику со всех сторон в адрес Национального банка Украины, можно уверенно констатировать, что банковскаясистема достаточно капитализирована, имеет запас ликвидности и в большеймере, чем когда-либо, готова к системным вызовам. С рынка были выведены «токсичные», а также откровенно слабые финучреждения – если по состоянию на 1 января 2014 года в стране было 180 банков, то на 1 января текущего года – уже 82 (сейчас число сократилось до 79-ти).

Однако у отечественного банковского сектора есть другая проблема — доля государства в нем на сегодня превышает половину и составляет 55%, а это, по канонам эффективного рыночного механизма, неправильно.

Такая ситуация во многом обусловлена национализацией крупнейшего коммерческого банка – «Приватбанка» в декабре 2016 года.

Власти признают наличие проблемы и намерены ее решать. Для этого Кабинет министров разработал и утвердил стратегию реформирования государственных банков на 2018-2022 годы. Согласно ей, этот банк должен быть подготовлен к продаже в 2022 году – как ожидается, в этот срок государство полностью выйдет из капитала «Привабтанка».

Эксперты, ранее опрошенные «Апострофом», высказывали сомнения, что такой крупный актив может быть продан целиком в 2022 году. В связи с этим они считают более целесообразной продажу акций финучреждения по частям, начиная, например, с 20%-го пакета.

У правительства есть планы продать и другие госбанки. Первым претендентом на приватизацию является «Укргазбанк», национализированный в 2009 году в связи с возникшими у него проблемами во время мирового финансового кризиса. Ожидается, что государство «расстанется» с «Укргазбанком» до конца 2019 года. К финучреждению проявляет интерес Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC), с которой проводятся переговоры на предмет покупки.

«Ощадбанк» и «Укрэксимбанк», скорее всего, останутся под контролем государства, но его доля в этих банках также сократится. Согласно стратегии, до 2021 года будет продан 20%-й пакет «Укрэксимбанка». При этом госдоля в «Ощадбанке» к 2022 году сократится до 55%. Что касается государственного «Ощадбанка», то к нему проявляет интерес Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Таким образом, если все планы правительства в плане приватизации госбанков будут выполнены, в 2022 году доля государства в банковском секторе сократится до 24%, то есть, более, чем вдвое по сравнению с сегодняшним днем.

Дочки российских госбанков уходят с рынка

Также можно с уверенностью говорить о снижении в банковском секторе Украины доли банков с российским государственным капиталом. С марта 2017 года в отношении «дочек» госбанков РФ – действуют санкции, а в сентябре 2018 года их акции арестовал Апелляционный суд Киева.

Российские госбанки, несмотря на санкции, пытаются сделать невозможное – продать свои украинские активы. Так, в конце 2017 года группа «ТАС» бывшего вице-премьера Украины Сергея Тигипко купила дочку Сбербанка РФ, небольшой банк с регистрацией во Львове — ПАО «ВиЭс Банк». Однако главную «дочку» — АО «Сбербанк» россиянам продать никак не удается. НБУ уже несколько раз отказывал нескольким потенциальным покупателям в возможности купить этом актив.

Российский государственный «Внешэкономбанк» (ВЭБ) также, похоже, потерял надежду продать принадлежащий ему в Украине ПАО «Проминвестбанк» (ПИБ) и сейчас попросту сворачивает его деятельность.

Хуже всего ситуация в банке ВТБ. В начале ноября 2018 года НБУ отозвал банковскую и валютную лицензии у его «дочки» «БМ Банка», а в конце того же месяца признал АО «ВТБ Банк» – его главный украинский актив – неплатежеспособным. В банке введена временная администрация. Впереди — процедура ликвидации финучреждения и, как результат, полный уход ВТБ с рынка Украины.

Слухи о продаже «Альфа-Банка» (Россия) и украинский контекст

Слухи о возможной продаже «Альфа-банка» (Россия) государственному российскому ВТБ, которые неожиданно возникли летом 2018 года в украино- и русскоязычной прессе, вызвали вопрос, а не может ли это каким-то образом коснуться «Альфа-Банка» (Украина)?

Основной причиной появления слухов стал переход на руководящую должность в российский «Альфа-Банк» одного из менеджеров ВТБ Владимира Верхошинского, который забрал с собой из ВТБ в «Альфу» нескольких ключевых менеджеров. Впрочем, информация о гипотетической продажебыла сразу же названа недостоверной и опровергнута официальными лицами обоих финучреждений.

Так, глава ВТБ Андрей Костин в начале декабря заявил агентству Reuters: «Мы покупать банк «Альфа» не будем, по ряду причин. Во-первых, у нас нет таких сегодня аппетитов. Это очень крупная покупка, у нас нет ни капитала, да и в общем нет такой задачи».

Опровергли эту информацию и в российском «Альфа-Банке». «Это какой-то глупый слух или, возможно, чья-то осознанная провокация. Никаких идей о продаже «Альфа-Банка» ВТБ или кому бы то ни было не существует», — заявил главный управляющий директор «Альфа-Банка» Владимир Верхошинский в интервью одному из информационных агентств.

Окончательно прояснил ситуацию и перспективы «Альфа-Банка» в Украине эксклюзивный комментарий «Апострофу» от Петра Авена, акционера и члена наблюдательного совета «Альфа-Банка» (Украина), председателя совета директоров группы ABH Holdings «Мы не получали никаких предложений о продаже «Альфа-Банка» (Россия). Поэтому нет оснований говорить о возможной продаже ни российского банка, ни других активов группы. Мы продолжаем работать на всех рынках присутствия, и везде бизнес прибылен», — рассказал «Апострофу» банкир.

Также в ответ на запрос «Апострофа» в пресс-службе «Альфа-Банка» (Украина) обратили внимание, что «банк входит в группу частную инвестиционную холдинговую компанию ABH Holdings S.A. (ABHH) и все банковские учреждения группы являются независимыми структурами, не подчинены друг другу и не являются взаимозависимыми, имеют собственную стратегию развития и органы управления». Так что, клиентам и вкладчикам украинского «Альфа-Банка» беспокоиться не о чем, его-то уж точно продавать никто не будет.

В общем, в ближайшее время ситуация в банковском секторе будет характеризоваться определенным затишьем, особенно на фоне предстоящих выборов, когда основные инвесторы будут, скорее, выжидать, чем действовать.

Тем не менее, даже после выборов вряд ли ситуация как-то кардинально поменяется: каких либо серьезных покупок-продаж украинских банков в ближайший период ждать не стоит. Во-первых, в планах правительства на ближайший год нет задачи продать государственные банки (кроме, возможно, «Укргазбанка»). Во-вторых, со стороны российских банков также не будут предприниматься какие-либо действия покупок-продаж, учитывая эффективный отпор НБУ.

В данный момент банковскому сектору целесообразно продолжать перенимать опыт европейской культуры управления, имплементируя необходимые практики и создавая по-настоящему эффективный и открытый рынок с уменьшением участия государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Ferrexpo завершило 2023 рік із чистим збитком $84,8 млн

Гірничорудна компанія Ferrexpo з основними активами в Україні у 2021 році отримала чистий …